Возвращение к пленочной фотографии: как и почему это произошло?

История фотографии — это неотъемлемая часть технологического прогресса. С каждым достижением с технической стороны появлялись новые возможности для применения навыков с художественной стороны. Но, как и во всем, за последнее столетие технологические преимущества приходили в нашу жизнь все быстрее и быстрее, трансформируя поле деятельности вокруг нас с каждой волной прогресса.

Но то, что мы видим за десятилетия постоянных перемен — отчасти движение в противоположном направлении. Это возврат к истокам пленочной фотографии.

В течение последних нескольких лет многие компании вновь представили свои популярные пленки на рынке фотографии. К примеру, компания Кодак возобновила производство пленки Ektachrome. Тем временем, всемирные производители выделили особое направление фототехники, тем самым возрождая рынок моментальных фотографий. Это вызвано тем, что за последние пять лет продажи пленки неуклонно росли. При чем рост продаж за 2019 год стал самым сильным за все время. Эта тенденция обусловлена несколькими фактами: ностальгией, желанием вернуться к фотографическим истокам, нематериальным ценностями и другими. В независимости от индивидуальных причин каждого, тенденция ясна.

Итак, давайте разберемся более подробно почему пленочная фотография возвращается.

 


Цифровизация аналоговой фотографии

Часто в современных решениях применяются методы прошлого, это особенно актуально в мире фотографии. Еще в девяностых годах отношение людей к фотографии было полностью аналоговым. По большому счету, неважно какую фотографию вы хотели сделать, будь то профессиональная съемка свадьбы или обычные кадры семейного отдыха, вам был доступен один инструмент — пленка. Для этого нужно было бы как минимум купить фотоаппарат, несколько рулонов пленки и потратить определенную сумму на проявку и печать того, что вы засняли. При этом большинство необычных кадров было снято на рядовые потребительские камеры. Профессиональные же камеры были надежным инструментом в руках у коммерческих фотографов. Но в любом случае камеры не влияли на ваше удивление при получении напечатанных фотографий.

Стоимость кадра и сложность использования пленочных камер начали влиять на рост продаж, на тот момент более дорогих, но всегда более мощных цифровых камер. Цифровые зеркальные фотоаппараты, изобретенные Nikon в 1986 году, завоевывая рынок, упали в цене и стали более качественными в течение девяностых годов. И к двухтысячному году цифровые камеры захватили потребительский рынок и стали модными.

Эти устройства позволяли вам проверять отснятые кадры на ходу. И вместо того, чтобы после 36 кадров вставлять новую пленку, вам просто нужно было перекинуть их на любой носитель. Казалось бы, что цифровые камеры решили все проблемы пленочных фотографий. После выпуска iphone в 2007 году, а также роста рынка мобильных устройств, доступ к цифровым камерам был у каждого. 

Все эти вещи привели к быстрому обвалу рынка фотопленок и аналоговой фотографии. Конечно, многие профессиональные фотографы, особенно из старой гвардии, так и не сделали шаг в сторону цифровой фотографии, но это были исключения из правил. И как следствие, в 2009 году легендарный производитель пленки Kodachrome остановил ее производство. Для многих поклонников пленочного фото наступил апокалипсис. 

Но когда цифровой формат стал доминирующим, со временем фотографы начали понимать, что они потеряли. Цифровая фотография позволяла получать снимки высокого разрешения, но не могла сравниться с просмотром сказочного кадра, снятого на пленку. Несмотря на то, что цена одного кадра с цифровой камеры снижалась, ценность каждого из них падала, так как вы всегда могли сделать другой. И даже печать высококачественных фотографий дома стала возможной практически каждому, но волшебство темной комнаты исчезло. Нужен был новый баланс. Цифровой для одной части людей и пленочный для другой, при этом выбор должен был быть у каждого. Несколько ключевых направлений и особенностей пленочных фотографий стали теми самыми встречными ветрами по возвращению пленки на рынок.


Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав
Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав

Ностальгия по процессу

Прежде всего, чувство ностальгии и есть виновник возвращения к пленочной фотографии. Но под этим мы не имеем ввиду туманную тоску по романическому прошлому, а подразумеваем чувство потери всего общества после вступления в цифровую эпоху.

 Оказалось, что многие части процесса проявки и печати, которые цифровые технологии стремились устранить, до сих пор важны для получения ощущения радости от съемки. Такие как:

— осязаемый конечный продукт, который вы держите в руках

— забота о каждом кадре

— процесс проявки, открывающий для вас чудесные мгновения появления кадров

Когда-то все это было символом жизни фотографа. Но цифровизация обесценила эти важные качества. Просмотр негативов и оптически напечатанных фотографий никогда не заменит бесконечный свиток цифровых кадров. Даже момент зарядки рулона пленки в камеру обладал шармом, который обычные карты памяти не смогли заменить.

Но самое удивительное в этом то, что многие из фотографов, которые поддаются этой ностальгии, слишком молоды чтобы помнить те времена, когда люди снимали на пленочные камеры. Тем не менее они сделали выбор отказавшись от удобств цифровых камер ради аналоговых.

Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет

— Арнольд Ньюман


Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав
Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав

Ощущения от пленочных фотографий

Особенно много фотографов — художников выбирают формат пленки благодаря ее эстетике. Но если сравнивать цифровую фотографию с пленочной нет объективного мнения какая из них выглядит лучше. Каждый фотограф сделает выбор в пользу той или иной для определенного проекта.

Пленка способна запечатлевать моменты с присущей ей нежностью и чувством атмосферы вокруг. Процесс проявки и печати в темной комнате ощущается как игра по поимке света.

Также есть визуальные качества, которые нельзя определить количественным образом. При просмотре пленочной фотографии призрак или тень прошедшего момента осязаема, в отличие от цифровой фотографии, которая в большинстве случаев отражает стерильно воссозданный момент.

Я начал понимать, что камера видит мир иначе, чем человеческий глаз и что иногда эти различия могут сделать фотографию более мощной, чем-то, что вы действительно наблюдаете

— Гален Роуэлл


Два пути

Причины, которые толкают к выбору пленочной или цифровой фотографии, также повышают спрос на инструменты аналоговой фотографии и пленку. Производители прислушиваются и предлагают обновленные и давно забытые решения.

Сегодня цифровая фотография широко распространена, не дорога и проста в использовании. В тоже время пленка снова широко доступна для фотографов, которые ценят процесс и эстетику кадра несмотря на то, что она дороже и более затратная по времени.

В заключение, главное, что пленочная фотография вернула фотографам выбор.

Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав
Фотопленка и аналоговое фото. Unposed Society Moscow | Фотограф Аникин Станислав

«Фотография — это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли.»

— Аарон Сискинд

Не уходите далеко. Нашим следующим гостем будет фотограф — Aloha aka BigMike 

Блог

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

We use technical and analytics cookies to ensure that we give you the best experience on our website